Маршрут выходного дня. Путешествия по родным местам.

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ "Прогулка в  весенний  лес".

 Выходные являются для родителей теми самыми днями, которые они могут полностью посвятить своему любимому и дорогому ребенку. В эти дни развлечения могут быть самыми различными: все будет зависеть от того, что предпочитает Ваш ребенок, и каков его возраст. Достижением положительного результата будет являться счастливая радостная улыбка на лице Вашего ребенка, его звонкий громкий неумолкаемый смех!

Куда пойти с ребенком в выходные?

В лесу в это время года можно наблюдать различные цветущие растения. Приобщите ребенка к природе, обратите его внимание на цветы. Можно, например, рассказать Вашему малышу, что у каждого растения есть свое любимое место, где ему хорошо расти. Так, ландыши и колокольчики любят лесную тень; гвоздика – сухой солнечный пригорок; незабудка – сырое местечко у ручья. Благодаря таким наблюдениям ребенок сможет осознать, что каждому растению нужны свои условия для жизни.

 МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ

 «Прогулка в весенний  лес»

 Рекомендуемый возраст ребенка:

 старший дошкольный возраст (5-7 лет)

 Цель: приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни.

 Задачи:

- систематизировать и расширить представления детей о разнообразии растительного мира лесного сообщества;

- формировать у детей бережное отношение к природе и ко всему живому;

- способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта с природой, желанию отразить эмоции и впечатления о путешествиях к местам отдыха в детских рисунках, в семейных стихах и рассказах.

Техника реализации:

    Накануне рассказать ребятам о предстоящей прогулке.

    Предложить собрать необходимые вещи

    По возращению сделать зарисовки, оформить альбом «Весенний  лес»

Маршрут:

  1. Дом
  2. Перекресток

   3.Весенний   лес

    4.Дом

 Содержание маршрута:

  1. Вспомнить правила поведения на улице, за пределами детского сада.
  2. Переходить дорогу только вместе с воспитателем с соблюдением всех правил.
  3. Поход в лес (рассматривание деревьев, наблюдение за изменением окраски деревьев).
  4. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).
  5. Любование детьми красотой деревьев.

 Что необходимо учесть, собираясь в поход с ребенком?

- место отдыха в лесу нужно проверить, все его природные особенности: острые сучки, колючие кустарники, ямы и прочие опасности;

- одежда и обувь для отдыха с ребенком в лесу. Лучше всего брать одежду, которая будет полностью закрывать руки и ноги, она сможет защитить от клещей и других насекомых. Хорошо для этой цели подходит спортивный костюм. В лесу всегда прохладнее, поэтому стоит прихватить, особенно деткам, дополнительную теплую одежду. Обувь должна быть, в первую очередь, удобной (кроссовки, мокасины). Помните о головных уборах;

- захватите воду для мытья рук.

Что взять с собой?

- воздушного змея, мячи, мыльные пузыри, машинки на верёвочке, теннисные ракетки, обруч и другие игрушки для активного отдыха;

- лупу, увеличительное стекло или микроскоп и превратитесь в исследователей;

- книжку и под красивым деревом почитайте стихи о природе;

- аптечку: йод, зелёнку, бинт, антигистаминное средство, преднизолон или дексаметазон (при укусе змеи), перекись водорода 3%, обезболивающие, активированный уголь.

 В походе будьте наблюдательны и активны:

- придумывайте о птицах  сказки и рассказы, поговорки, стихи, загадки;

- собирайте шишки разного размера и формы для поделок или аппликаций. Шишки, сучки, мох – много чего можно найти на природе, из чего вы вместе с ребёнком потом сотворите маленький шедевр. Шишки можно будет раскрасить к Новому году красками или облить клеем и обсыпать блестками. Из сучков, мха, тех же шишек и разнообразных травинок можно сделать картинку или изготовить фигурки и разыгрывать сказку на поляне из мха – получится домашний мини-спектакль;

- в лесу найдите укромное таинственное местечко и расскажите ребёнку волшебную сказку.

 Правила похода в лес!

 Лес - это жилище и дом насекомых, животных и растений. Мы в этом доме - гости. А как нужно вести себя гостям?

 С детьми обсудите конкретные правила:

 - нельзя в лесу разводить огонь;

 - нельзя разорять гнёзда птиц и муравейники;

 - нельзя обижать животных и насекомых;

 - нельзя в лесу шуметь;

 - нельзя оставлять после себя мусор;

 - нельзя ломать кусты, деревья, рвать цветы, траву и ягодные кусты с корнем;

 - нельзя ломать ядовитые грибы.

 Занятия и игры в лесу для детей.

 Лесные звуки. Сядьте или встаньте с детьми в круг. Предложите им закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки слышны? Кто больше слышит звуков?

 Маленькие исследователи. Возьмите с собой лупу и рассмотрите лист под увеличительным стеклом. Зарисуйте дома узор листа.

 Мастера в лесу. С собой у детей есть корзинки или мешочки. Задача - найти и собрать оригинальный материал для поделок и творчества (веточки, мох, шишки, листья, куски коры). Дети дома реализуют замыслы.

 Спросите у ребенка:

 

Какие растения в лесу самые высокие? (Деревья.)

 Какие деревья растут в наших лесах? (Ответы детей.)

 Как называются деревья, листья которых имеют вид иголок? (Хвойные.)

  Назовите какие хвойные деревья вы знаете? (Сосна, ель, лиственница.)

 Как называются деревья, которые зимой теряют свои листья (Лиственные.)

 Назовите деревья, растущие в лиственных лесах. (Береза, осина, тополь, рябина, клен, липа)

 Назови этажи леса (Деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мхи и лишайники).

 Какую пользу приносит лес людям?

 Кто ухаживает за лесом и помогает охранять его богатства?

 Кто долбит дуб клювом, как долотом?

 По деревьям ловко скачет и в дупле орешки прячет?

 Рыжий и хитрый зверек, живущий в норке?

 Сладкие лесные ягоды, прячутся на земле под листочками.

 Домик на миллион маленьких жильцов у поляны?

 Длинноухий и косой житель леса?

 Он в берлоге спит зимой и лапу сосет?

 Гриб в красной шапочке, мор для мух?

 Игра «Пантомима»: нужно изобразить птицу или животное без слов так, чтобы участники смогли отгадать, о чем идет речь.

 «Веселый пингвин».  Ходьба с зажатым между коленями мячом.

  «Кто быстрее?». Кто быстрее проскачет вокруг пенька.

  «Забрось шишку в обруч». Ребенок кладет шишку на носок ноги и должен забросить шишку в обруч. Расстояние до обруча полтора-два метра.

 Охота за сокровищами. Спрячьте на участке любые предметы. Нарисуйте карту, где они спрятаны.

Впечатления о прогулке мы предлагаем Вам отразить в фотоотчетах, видеороликах, рисунках, коллажах, творческих поделках, коллекциях природного материала, авторских книгах, т.д. Мы с большим удовольствием представим их на мероприятиях в учреждении дошкольного образования.

Материалы ждем на электронную почту учреждения

 Желаем приятного познавательного семейного отдыха!

 Приложение

Загадки

Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку раздарил по лоскутам. (лес)

Стоят казаки, на них белы колпаки.(пни в лесу)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.(дерево, лес)

Зимой и летом одним цветом.(елка, сосна)

Обожгу! Меня не тронь! Мои листья как огонь. (крапива)

Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (грибок)

Маленький, удаленький сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл. (подосиновик)

На бору, на яру стоит мужичок, красный колпачок. (мухомор)

На полянках девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках. (березки)

Малые детки сидят на ветке, как подрастут — на землю спрыгнут. (орехи, желуди)

У мосточка  под кусточком две лисички две сестрички. (грибы лисички)

Стоит Егорка в красной ермолке,

Кто ни пройдёт всяк наклонится. (земляника)

 Весной зеленела, а летом загорала,

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

Никто ее не пугает, а она вся дрожит. (осина)

У меня иголки длиннее чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви только на макушке. (сосна)

 В лесу

Алевтина Гусева

Мы ходили с папой в лес.

Сколько всяких там чудес!

Под пеньки и кочки

Спрятались грибочки...

Очень дружные ребята!

Называются опята .

Мы их находили,

В кузовок ложили.

Ещё видели ужа

И колючего ежа...

Ну, а белочка по веткам

Убежала к своим деткам.

А для младшего братишки

Принесла домой я шишки.

Вот, когда он подрастёт,

С нами тоже в лес пойдёт.

Сам увидит чудеса

И какая там краса!

 Лес волшебный

Ван Снайдер

Протоптали ножки по лесу дорожки,

Узкие тропинки сквозь кусты, травинки.

Здесь гуляли феи шоколадки ели,

Пёстрые обёртки собирали в свёртки.

Пробегали кошки хлопали в ладошки

Серые, пятнистые тёмные, пушиcтые.

Лес волшебный-не простой здесь мы встретимся с тобой.

Ровно в восемь-под сосной.

Лесной оркестр из цикла времена года

Груданов Евгений

Всё в лесу поёт, ликует,

Ухает, жужжит, танцует...

И звучит, звучит окрест

Дивный сказочный оркестр:

Клюв о дерево стучит,

Кто-то воет и рычит,

Лает, кашляет, скрипит...

Даже ночью лес не спит!

Всё звучит и день, и ночь -

Тишина уходит прочь!

Живой лес

Ирина Сеньчукова

Я вчера узнал случайно,

Есть у леса одна тайна.

Оказалось лес живой!

Дышит он, как мы с тобой.

Он не ест, но воду пьет

И от этого растет!

И ему, как нам ребята,

Солнце теплое приятно.

Лес страдает и болеет,

Разговаривать умеет!

Всех накормит он едой,

Потому, что лес живой!

Необыкновенная страна

Наталья Андреевна Майер

Дети, открою вам тайну одну:

Мы отправляемся в чудо-страну.

Здесь она, рядом. Заветная дверца

Вмиг распахнётся для доброго сердца.

Эй, фантазёры, пожалуйте в круг!

Старый пенёк мы обходим вокруг.

Видите, вьётся тропинка в траве,

Солнечный зайчик мелькает в листве.

Зайчик прилёг на пенёк и заснул,

Солнечной лапкой во сне шевельнул.

Мы его, тронув за ушко, разбудим.

Скажем, что все его знаем и любим.

Солнечный зайчик с улыбкой кивнёт,

Дверцу заветную вмиг отопрёт:

В дивную сказку вступаем сейчас.

В ней чудеса будут только для нас!

Мы разбредёмся по чудо-стране…

Белка орешки грызет на сосне,

Слышно, как в травке мышонок шуршит,

Ящерка юркая мимо бежит.

Божья коровка на синем цветочке

Бабочкам дарит цветные платочки.

Стайкою бабочки вьются, порхают,

Божью коровку пыльцой угощают.

Два муравьишки спешат по дорожке.

В воздухе пляшут весёлые мошки.

Польку исполнил кузнечик на скрипке

Для восхитительной крошки-улитки.

Жук-композитор, присев у ромашки,

Вальс сочиняет для желтой букашки.

Пчёлка, жужжа, подлетела к цветочку –

Жук записал эту нотную строчку.

Шлют облака нам улыбок охапки,

Сдул ветерок с одуванчиков шапки,

А на берёзке щебечут пичужки -

Две суетливые птички-подружки.

В этой стране есть прозрачный ручей,

Он неглубокий и просто ничей.

Мы в ручейке искупаемся с вами,

Солнце, ликуя, нырнёт вслед за нами!

Всем, кто мечтает попасть в ту страну,

Я потихоньку подсказку шепну:

В поле, в саду и в лесу не спешите,

Дверцу откройте и тихо войдите.

Только прошу: не шуметь, не кричать

И насекомых в траве не пугать.

Птиц и животных жалейте, любите,

Их удивительный мир - БЕРЕГИТЕ!

Лесные жители

Нина Хмель

Мне по нраву сосны золотые

С яркою цветной такой корой,

С шапками зелёными такими,

С шишками красавицы лесной .

Я любуюсь нежностью берёзки,

Белоствольною её красой.

Ветви, распустивши словно косы,

Нежно шелестят своей листвой.

И дубы, как великаны леса,

Поражают силою своей.

Желудёнок - маленький повеса

Прыгает всегда с его ветвей.

Ёлочка в лесу - колючий ёжик,

Зелёной пирамидкой стоит.

Капельки сверкают. Прошёл дождик.

Праздник, вроде, в воздухе висит.

Вот лесные жители, какие!

Множество ещё других имён:

И осинка, и ольха - живые,

И орешник радует, и клён…

И в любое, всё же, время года

Он чарует красотой своей

И подарков множество от леса,

Только просит он любви твоей.

 Берегите лес, ребята!

Олег Уральский

Берегите лес, ребята!

Он нам дарит кислород

В нем еще живут зверята

Разных видов и пород

По утру поют нам птицы

А листва укроет в зной

И пыльца цветов на лицах

Оставляет запах свой

Берегите лес, ребята!

И не жгите в нём костры

Благодарны будут звери

И деревья, и кусты.

В лесу

Т. Маршалова

Настя с мамою в лесочке.

Говорила мама дочке:

«Стой, малышка, погоди!

Не беги! Не упади!

Быстрей Настя побежала,

Настя маме отвечала:

«Посмотри на муравья!

Он - малыш! Большая - я!

Настя с мамою в лесочке.

Расхабрилась наша дочка,

Объявив себя большой,

Мчит бегом тропой лесной.

Объявив себя большой.

Большой вопрос

Татьяна Казырина

Мой сынок чуть - чуть подрос

Задал мне такой вопрос:

- Кто в лесу сажал цветочки,

И деревья, и грибочки?

Кто их летом поливал?

Кто земельку им вскопал?

Кто ухаживал за ними,

Чтобы выросли такими?

А ответ таким был, вот:

Землю здесь копал всю крот.

Семена разносит ветер.

Дождь с росой польют всё вместе.

Птички, что живут в лесу,

От вредителей спасут.

Так растёт наш лес чудесный,

А вопрос твой интересный!

 Мы надеемся на "обратную связь"! По итогу проделанного маршрута делайте интересные фотографии, снимайте видеоролики, рисуйте и делитесь ими с друзьями, педагогами и родными

   

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам увлекательные путешествия по родным   местам.

Совместные прогулки в выходные - это отличная возможность побродить по окрестностям, интересно и познавательно  провести время с семьей!

Прогулки, экскурсии и походы способствуют развитию познавательного интереса и наблюдательности, формируются основы экологической и экономической культуры, гордость и уважение к родному городу. 

"Маршруты выходного дня" разработаны для детей и их родителей, чтобы побуждать детскую любознательность и стимулировать активность ребенка:

желание узнавать новое;

желание общаться, делиться впечатлениями;

творить и выдумывать

Мы надеемся на "обратную связь"! По итогу проделанного маршрута делайте интересные фотографии, снимайте видеоролики, рисуйте и делитесь ими с друзьями, педагогами и родными

 

Маршрут выходного дня родителей с детьми разновозрастной группы

                   «Осенняя прогулка»

Цель: Формировать у детей представления об осени и ее признаках, закрепить правила поведения в общественных местах, укрепления здоровья детей на свежем воздухе, привития любви, интереса к миру природы, развития эмоционально-доброжелательного отношения друг к другу и к природе, экологического воспитания.

Задачи: - учить различать виды деревьев и кустарников (по форме и окраске листьев, по наличию плодов, показать различия окраски коры деревьев (берёза, осина, клён).

- Расширить представления детей о состоянии растений в период золотой осени, об особенностях поведения птиц.

- Обратить внимание детей на красоту осеннего пейзажа, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

- Расширять и пополнять словарный запас детей.

Открытия ребенка: разнообразие растительного и животного мира.

Открытые ресурсы: фотоаппарат, влажные салфетки, питьевая вода.

Техника реализации:

  1. Накануне рассказать ребятам о предстоящей прогулке.
  2. Предложить собрать необходимые вещи
  3. По возращению сделать зарисовки, оформить альбом «Осенний лес»

Маршрут:

  1. Дом
  2. Перекресток
  3. Осенний лес
  4. Дом

Содержание маршрута:

  1. Вспомнить правила поведения на улице, за пределами детского сада.
  2. Переходить дорогу только вместе с воспитателем с соблюдением всех правил.
  3. Поход в лес (рассматривание деревьев, наблюдение за изменением окраски деревьев).
  4. Рассматривание деревьев и кустарников вблизи и издалека, на солнце и в тени (на солнце краски становятся ярче, наряднее, а желтые клены и березы «светятся» даже в тени).
  5. Любование детьми красотой деревьев.

Уважаемые родители! Предлагаю вам маршрут выходного дня.

Этот маршрут даст возможность понаблюдать за объектами живой природы в естественных условиях. У детей лучше развивается наблюдательность и любознательность. Осень - замечательная пора. В этом году она особенно порадовала всех тёплой погодой, осенним солнышком.

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные — рябине,

Фартук розовый — осине,

Зонтик жёлтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам. (И. Винокуров)

 

Наш маршрут начинается.

Расскажите ребёнку о том, куда вы хотите с ним пойти, как вы туда пойдете (По улице, будем переходить через дорогу). Это поможет настроить ребенка на длительный выход на улицу, заинтересует его. Во время ходьбы обратите внимание детей на красоту осеннего пейзажа.

Перед экскурсией с детьми была проведена беседа о правилах безопасного поведения на дороге, о правилах поведения на природе.

Перекресток. На данной остановке необходимо познакомить детей как правильно перейти дорогу . Обратите внимание на дорогу, как едут автомобили, по какой стороне?

 

Можно задать ребенку вопросы:

-можно ли переходить дорогу без взрослых? - для чего нужен светофор на перекрестке?

Осенний лес.

Здесь можно познакомить детей с разнообразием растительного мира, деревьями.

Вместе с детьми поиграть в игру: «Осенние листочки».

Дует, дует ветер,

Дует-задувает. Качаются вправо-влево, руки перед собой.

Желтые листочки

С дерева сдувает! Машут руками сверху вниз перед собой.

И летят листочки

Прямо по дорожке, Кружатся на месте.

Падают листочки

Прямо нам под ножки! Останавливаются, присаживаются на корточки, руки вниз.

Вместе с детьми отгадывали загадки:

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (Осенний лист)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер)

Одна нога — много рук. (Дерево)

Поиграли в игру: «Поймай листок» (развивать умение прыгать как можно выше).

Провели беседу о деревьях. Какого цвета листья на берёзе? (Жёлтого, золотого.) Посмотрите, как они красиво блестят на солнце!

А какого цвета листья были летом? (Зелёного)

Наступила осень и листья на берёзе желтеют и опадают. Кружась в воздухе, падают на землю золотые листочки.

Давайте мы с вами превратимся в листочки и покружимся как листики и опустимся на землю (дети медленно кружатся и приседают).

А сейчас мы пойдём к другому дереву. Листья у него крупные и узорные. На что они похожи? (На ладошки, на салфеточки, на звёздочки).

Кто знает, как называется это дерево? (Клён) А какого цвета кленовые листья? (Зелёные, жёлтые, красные)

А вы знаете, почему они становятся такими? Осенью солнце греет слабо, становится всё холоднее и листья постепенно меняют свою окраску: желтеют и краснеют.

Проводится подвижная игра «Раз-два-три, к названному дереву беги!»

Воспитатель подходит к осине и просит подойти детей.

А теперь подойдите тихонечко ко мне и послушайте. Что вы слышите? (Ветер шумит, листья шуршат, шумит листва.) Это шелестят листья осины на ветру.

А почему они так дрожат? (Им холодно на ветру, жалко, что кончилось лето, боятся упасть вниз)

А вы заметили, что в парке стало тихо? (Птиц не слышно)

Почему птицы не поют? И где они сейчас? (Птицы грустят, что лето кончилось, стало холодно, они улетают в тёплые страны.)

Осенью воздух становится холоднее, не слышно птичьих голосов, умолкли их песни. Многие птицы улетают в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за холодные дождевые тучи, дует холодный ветер и исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм.

Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернутся и будут радовать нас своим щебетом.

Стихотворение И. Михайлова

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, голубой,

Как красив ты, лист цветной!

А ветер щёки толстые

Надул, надул, надул

И на деревья пёстрые

Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой

Облетел весь лист цветной!

 

Воспитатель предлагает детям побегать по опавшим листьям, собрать букет осенних листьев. Проводит игру «Такой листок беги ко мне!»

В ходе прогулки ребята уточнили и закрепили представления о признаках осени (разноцветная листва – листья красные, желтые; листопад, научились устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявили причины происходящих изменений.

Детей упражняли в различении и умении находить по указанию взрослого знакомые деревья в осеннем убранстве (береза, клен, липа).

Представилась возможность сравнить вечнозеленые хвойные деревья с лиственными.

Дети заметили, что на одних деревьях можно еще увидеть зеленые листья, но их очень мало, на других деревьях все листья окрасились в желтый, красный, оранжевый цвета. А есть деревья, которые уже стоят без листьев, т. е. деревья сбрасывают листья в разное время, как бы по очереди.

Уточнили знания детей о жизни насекомых и птиц (птиц становится меньше, многие улетели на юг, насекомые спрятались).

Дошкольники зачарованно любовались и наслаждались осенней природой золотой осени, рассматривали деревья, кустарники.

Такие прогулки — выходного дня нужны детям, они приносят много радости. Дети получают удовольствие от общения с природой и оздоравливают свой организм, возникнут положительные эмоции, сложится бережное отношение к природе, а также закрепляют на практике полученные знания. С большим удовольствием дети побегали на воздухе, поводили хоровод вокруг деревьев и отправились домой весёлыми, румяными, отдохнувшими.

По возвращению с прогулки предложите ребенку нарисовать о том, что он сегодня увидел, оформить альбом «Осенний лес».